4,49 Mb.страница12/24Дата конвертации22.09.2011Размер4,49 Mb.Тип Смотрите также: 12 ^ Глава 4. Оценка конкурентоспособности товара промышленных предприятий в условиях рыночной экономики 4.1. Понятие конкурентоспособности: сущность, формы и методы оценки Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке его конкурентоспособность КСП. Чтобы дать общее представление о роли КСП товара необходимо дать определение КСП. Понятие КСП, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Например: Под конкурентоспособностью понимается « текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения»1. Конкурентоспособность это понятие, включающее в себя « уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами/предприятиями/товарами на рынке»2. Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Это некая от]носительная интегральная характеристика, отражающая отличия товара/фирмы от товара/фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая его/её привлека]тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль]ном определении содержания этой характеристики. Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой не]которые интегральные характеристики такой оценки для разных конку]рирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает по]казатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Несмотря на тесную взаимосвязь между поняти]ями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной час]тью КСП товара1. Кроме того, если качество продукта в каждый неболь]шой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов. КСП это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не толь]ко по своим качественным, экономическим, техническим, эстетичес]ким, эргономическим характеристикам, но и по коммерчес]ким и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). КСП товара, т.е. возможность коммерчески выгодного его сбыта на конкурентном рынке, можно определить, только сравнивая товар с конкурентами-аналогами. Иными словами, КСП понятие относи]тельное, четко соотносящееся с конкретным (целевым) рынком и вре]менем продажи. Поскольку каждый покупатель имеет индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, КСП при]обретает еще и индивидуальный оттенок. Этим, однако, не исчерпывается понятие КСП. Число ее парамет]ров зависит от вида и сложности продукта в техническом и эксплуата]ционном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Особое место в обеспечении и поддержании КСП товара занимает сервис при его отсутствии товар теряет потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается по]требителем. Напротив, хорошо отлаженный сервис, во-первых, помо]гает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабиль]ный рынок для своих товаров, во-вторых, повышает КСП товара, в-третьих, сам по себе является довольно прибыльным делом, в-чет]вертых, - это непременное условие высокого авторитета (имиджа) то]варопроизводителя. Изучение КСП товара должно вестись непрерывно и систематически, с исполь]зованием методики, приведенные на рисунке 4.1.2 и с обязательным учетом фаз жизненного цикла товара, что позволит сво]евременно выявить момент начала снижения показателя КСП и при]нять соответствующие решения (снять продукт с производства, модер]низировать его, перевести на другой сегмент рынка и т.п.). При этом исходят из того, что выпуск нового товара, в то время как прежний товар еще не исчерпал возможности поддержания своей КСП, обычно экономически нецелесообразен.Р
Старовойтов М. К., Фомин П. А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием
Глава 4. Оценка конкурентоспособности товара промышленных предприятий в условиях рыночной экономики
Комментариев нет:
Отправить комментарий